-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2022
Обобщение опыта работы над региональным проектом "Курагод казачьих традиций"

Педагогическая конференция «Реализация этнокультурного (казачьего) компонента в проектной деятельности обучающихся» “Казачьему роду нет переводу” Наставники: музыкальный руководитель Турова Ирина Валентиновна; воспитатели: Котова Олеся Александровна, Феделеш Инна Борисовна г.Шахты 2022 г. В рамках Года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России в честь 85 - летия Ростовской области проводится Большой региональный сетевой этнокультурный марафон «Курагод казачьих традиций», основанный на изучении самобытной культуры казачества, приобщении обучающихся к традициям и духовным ценностям донских казаков. Целью сетевого образовательного проекта является формирование целостной системы нравственного развития, патриотического воспитания и духовного становления молодежи, базирующейся на культурно- историческом наследии нашей страны, родного края и казачества России. Задачи: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ по вопросам духовно-нравственного воспитания через IT-технологии. Создать необходимые условия для творческой деятельности воспитанников в песенном и танцевальном казачьем фольклоре. Пропагандировать инновации и опыт инновационной деятельности в массовой педагогической практике опираясь на традиционные ценности по региональному компоненту. Целевые ориентиры - сохранение, поддержка и пропаганда уникальной традиционной песенной культуры казачества; - активизировать взаимодействие с семьями и социумом по вопросам духовно- нравственного воспитания через IT -технологии; - использованы дистанционные формы работы с обучающимися для достижения новых образовательных результатов в соответствии с программой развития и воспитания; - созданы условия для объединения ребят разных социальных слоёв для освоения новых знаний о духовной культуре и традициях малой Родины опираясь на традиционные ценности; - продолжено знакомство с культурой других народов, населяющих Ростовскую область; 1 блок. “ Празднично-обрядовая культура” 1. Информационный постер “На пороге праздника”. Команда “Лазорики” провела исследование казачьих праздников, его обрядах и традициях на Дону. Наш детский сад имеет статус “Казачий”и мы каждый год принимает участие в проведениях православных праздников донских казаков, готовим артистические номера, играем, танцуем, водим хороводы. Фото и видео праздников мы представили в сво постере: “Масленица”, “Пасха”, “Троица”, “Спасы”, “Покрова”, “День матери- казачки”. 2. “Музейный экспонат”. В музее детского сада представлено множество экспонатов, которые связаны с жизнью казачества. Были собраны экспонаты от колодца, где нужно было набрать воды и до самовара, с помощью которого заваривался чай. С удовольствием беседовали о масленице казачата у самовара , угощаясь блинами, пополняя свой багаж новыми знаниями о Масленице. У самовара с чаем с мёдом собирались на “Медовый Спас”. Празднуя этот праздник, команда представляет медиа - обзор бытового музейного экспоната, принадлежащего донским казакам и предназначенного для хранения, подачи на стол мёда. В видео послании девочки описывают предмет и его назначение, но не называют его. Для проверки своей догадки, надо расшифровать ребус. Православие - основа казачества. В качестве музейного пасхального экспоната командой представлена особо почитаемая на Дону икона: Покрова Пресвятой Богородицы, подаренная атаманом Александром Суворовым и особо чтимая казаками. О храме Пантелеимоновского прихода. православных праздниках и иконе Покрова Пресвятой Богородицы рассказал ребятам настоятель храма нашего посёлка Сергий Сергошин. Марафоне «Покрова на Дону» было задание представить медиа — обзор Храма (Церкви), которые находятся рядом, рассказывают его историю и делятся интересными событиями, происходящими вокруг него. Мы с удовольствием поделились историей нашей церкви- Пантелеимоновского прихода. Экспонат «Туесок» раньше был на каждом казачьем базу и был сделан из бересты( кора символа Троицы - берёзки). В нём всегда был прохладным квас, который любили пить казаки на праздник-Троица. Самопрялка - «стояк» для изготовления шерстяной и льняной пряжи. Юные казачки познакомились с исконно женским музейным экспонатом и узнали о нём много интересного. 2 блок. “Устное народное творчество” Казачьего фольклора (говор, пословицы, поговорки, предания, былины, сказки), доступного для детей, не так уж и много. Пришлось привлечь к поискам всех участников марафона и даже родителей. Масленичные пословицы яркие и самобытные. Так и хочется сделать к ним “живую иллюстрацию”. Пословицы живут веками, с течением времени меняя свой смысл. Казаки всегда были остры на язык. Их пословицы полны юмора и озорства. Ребята представили видео инсценирование пасхальной пословицы: «Где кулич и тесто, там и наше место», «У нас в печи, лучшие куличи». На Троицу на Дону популярным был обряд «кумления», завивание берёзки. Во втором блоке “Устное народное творчество” ребята показали обряд плетения венков и вождение хороводов вокруг берёзок. В следующем марафоне ребята изображают народные приметы, связанные с тремя Спасами, которые бытовали у донских казаков. Приметы иллюстрируются участниками, на слайде прописывается краткое их содержание. Казаки в старину после Покровской ярмарки шли на службу. “Казак без службы не казак “ - говорили они. Инсценирование казачьей колыбельной было очень познавательно и интересно. 3 блок. “Исполнительские искусства” Песни, стихи и танцы донского казачества широко известны в России. Сложнее, если дело касается дошкольников, так как очень сложно подобрать репертуар для детей дошкольного возраста. Творческий марафон “Праздник к нам приходит” Не даром говорят: «На Дону что не хутор, то своя запевка». “Инсценирование песни “Голубчик мой Ванюша”, “Казачьи частушки”, “Пчёлочка златая”, “Атаман” совместно с ансамблем “Любава” ГДК им. М.П.Чиха, казачьи припевки, “Казачья колыбельная” звучали на казачьих праздниках в исполнении команды. Лихо и задорно танцевали казаки на гуляниях и посиделках. Казачата передали удаль казаков в танцах и хороводах:«Белорыбица», “Ой-ся ты ой-ся” с фланкировкой, “Люблю я казаченьку”, “Шуточный казачий танец” . 4 блок. “Игровая культура” Каждый праздник на Дону во все времена славились своими играми и забавами. Важно не растерять их с течением времени. 1. “Игротека казачьих игр и забав” На “Масленицу” ребята играли в игру “Гори, гори ясно...”. Простая, задорная, быстрая, с казачьим колоритом, здоровым соперничеством, присущим Масленице. На “Пасху” же ребята представили видео фрагмент игры: «Катись, катись яичко». На следующем празднике вспомнили исконные молодецкие и девичьи забавы, создали новые. Какой казачий праздник без скачек, стрельбы, фланкировки, сбивание лоз и народной игры “Золотые ворота” и «Силачи». Забавы старые, но живут и сейчас, взрослые и дети с удовольствием в них играют и по сей день. Главный символ Хлебного Спаса - каравай. Казачата играли в игру «Хлибчик», «Пахари и жнецы». Главным символом Медового Спаса является – мёд и команда казачат играет в игру «Сахаром или мёдом». А на “Яблочный Спас” - «Собери яблоки». На шермициях познакомили с новой игрой «Джигитовка». В рамках празднования Дня матери-казачки были проведены с казачками девичьи казачьи забавы: игра “Помощница” и эстафета “Не расплескай воду”. 2. “Лаборатория игр” В современном образовательном процессе интерактивные игры уже прочно заняли своё место, но не так часто встретишь игру на мотивы казачьих традиций. Марафон дал хорошую возможность восполнить этот пробел. Теперь у наших казачат есть возможность закрепить знания о Масленице и Покрова в интересной форме: и традиционно, и инновационно. Мы подготовили игру на сервисе LearningApps (из предложенных вариантов выбрать те, которые относятся к данным праздникам). В игре «Парочки» картинки, относящиеся к разным праздникам Пасхального курагода (Благовещенье, Вербное воскресенье, Пасха, Радоница), надо распределить по соответствующим полям и проверить результат. А вот в игре «Что за картинка», чтобы узнать что казаки ставили на пасхальный стол, нужно потрудиться и собрать пазлы. На “Троицу” и “Спасы на Дону” мы подготовили загадки на тему праздника, а отгадки зашифровали в ребусах, созданных на сайте Rebus1.com. Проверить правильность ответа можно по QR-кодам, которые мы создали на сайте QrCoder. 3. “Мастерим, играя” Самое дорогое то, что сделано своими руками. И, желательно. чтобы это было что-то полезное, со смыслом, в казачьих традициях и относилось к казачьим праздникам. Главное для казачьей Масленицы - хорошая погода, поэтому казачата смастерили лучистое “Солнышко доброты” и подарили малышам. В мастер - классе “Вербочка пушистая с весною расцвела” мы решили сделать поздравительные открытки к этому празднику и поговорить о казачьих традициях с родителями. В Троицу во время покоса и сбора травы казаки брали с собой детей, и делали из травы кукол под названием “Стригушка” для забавы малышам. А обрядовая куклы- Мотанки делаются без лиц и изготавливаются только из природных материалов. Мамы, которые не смогли посетить мастер-класс, сделали кукол по видео-ролику и подарили кукол своим детям. Все куклы, рисунки и открытки, которые казачата мастерили на мастер-классах были подарены родным и близким людям, или младшим детишкам, проводя благотворительные акции: “Солнышко доброты”, “Сохраним берёзку-сбережём Россию!”, онлайн-открытка “Родной друг-матушка”, “Покровская ярмарка”, “Хлеб-всему голова!”. Каждый год, принимая участие в акции “Посади дерево”, казачата сажают саженцы деревьев с атаманом. Это место ребята назвали “Казачья аллея”. 5 блок. “Связь с другими культурами Дона” На Дону проживают разные народы. О каких-то, более многочисленных, мы знаем много, а о других - почти ничего. Это задание открыло перед нами возможность узнать поближе друг друга и подружиться. Нами была проведена исследовательская работа: о белорусских и татарских блинах, празднования армянской Пасхи и символичными растениями “кенац цар”, “Уникальные десерты кухни народов Дона”(символы Спасов), “Армянский спас”, “Соборная мечеть”, “Ари им сохак”. 3 этап. Рефлексия. Марафон, конечно, стал событием для нашей команды. Мы много и плодотворно трудились, узнали интересные факты, связанные с традициями празднования праздников на Дону, поработали во всех пяти образовательных областях. Всё это нашло отражение в рефлексии: синквейнах о празднике и марафоне. Знакомство с традициями родного края - непрерывный процесс. Большой региональный сетевой этнокультурный марафон «Курагод казачьих традиций» даёт нам возможность пройти весь годовой календарный цикл традиций донского казачества. Презентации праздников: “Масленица на Дону”
Поделиться в социальных сетях:
Обобщение опыта работы над региональным проектом "Курагод казачьих традиций"
