-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2023
Музыкальная квест-игра в работе с детьми с речевыми нарушениями
Речь в жизни ребѐнка играет очень важную роль: овладение ею производит переворот в психической жизни малыша. Так, благодаря правильному речевому развитию, перестраиваются все психические процессы: память, мышление, восприятие. Она помогает малышу научиться управлять своим поведением, фантазировать, строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, что влияет на формирование всесторонне развитой личности. Музыкальная деятельность в детском саду непременно помогает детям овладеть речью. Музыка – это самый эмоционально окрашенный вид искусства, благоприятно воздействующий на развитие ребѐнка с самого начала его жизни. Сидя у кроватки, мама поѐт колыбельную малышу, так с молоком матери ребѐнок знакомится с искусством и речью одновременно, слушает голос, интонацию, мелодию. Как в речи, в музыке есть паузы, фразы, звук, интонация, темп, и даже особый письменный код - это ноты и буквы. Итак, речь и музыка неразрывно связаны. Во время музыкальной деятельности происходит не только формирование творческих способностей и развитие эстетического вкуса, но и происходит активное речевое развитие. Хотелось бы отметить, что музыкальная деятельность для большинства детей является приятным способом обучения. Пение – один из самых благоприятных разделов музыки в работе с детьми с нарушением речи – помогает развивать дыхание, дикцию, темп речи, формирует слух и голос. Знакомство детей с музыкальными произведениями позволяет активно развивать фантазию, активизирует детей к речевой деятельности. Когда дети описывают прослушанную музыку, они наперебой готовы рассказывать о том, что может происходить под такую мелодию, фантазия детей безгранична, они придумывают героев, их поступки, действия, характер. Благодаря этому ребѐнок учится создавать рассказы, строить предложения, что является неотъемлемой частью речевого развития. Рассказ педагога о музыкальных произведениях, инструментах, композиторах позволяет ребѐнку обогатить словарь: и пассивный, и активный. Музыкально-ритмические движения и игра на детских музыкальных инструментах формируют чувство ритма, ребѐнок учится слышать паузы, чувствовать темп, ритм. А это, как нам известно, является составляющей и человеческой речи. Очень важно сделать занятие не просто развивающим, но и интересным, захватывающим. Музыкальные квест-игры помогают музыкальному руководителю заинтересовать детей, и на протяжении всего занятия удерживать внимание детей, что немаловажно в развитии детей с ОНР. Важно продумать тему игры, которой могут стать любимые мультгерои, времена года, календарные праздники, важные события в жизни сада, творчество известных композиторов. Обязательно тематика должна соответствовать возрастным особенностям детей: для малышей это может быть «Машины загадки» (по серии мультфильмов «Маша и медведь»), для детей старшего дошкольного возраста «По дороге с музыкой Чайковского» (для музыкального сопровождения использовать произведения П.И.Чайковского из цикла «Детский альбом» или «Времена года»). Основной целью игры является развитие музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста. Задачи будут зависеть от возраста группы, количества детей, темы квеста и подобранных произведений. Занимательная игра-путешествие непременно сопровождается ярким наглядным материалом: лучше использовать ноутбук с видеопроектором и большим экраном или интерактивную доску. Если же это невозможно, то можно использовать распечатанные картинки, иллюстрации из книг. Яркая наглядность необходима для детей с речевыми нарушениями, так как это позволит удерживать внимание как можно дольше. Организовывая квест-игру для детей старшего дошкольного вовзраста, мы использовали картинки, подходящие к циклу «Детский альбом» П.И.Чайковского. К каждой картинке прикладывались маленькие карточки с изображением действий (пропеть, станцевать, подыграть на ДМИ, прослушать и описать музыку). Двигаясь по картинкам и выбирая задания, дети выполняют творческие действия. Каждый ребѐнок рассказывает о том, какое задание ему выпало и что необходимо для его выполнения. Каждый дошкольник мечтает о подвигах и достижениях, увлекательные квесты помогут малышу раскрепоститься, что необходимо в развитии детей с нарушением речи, ведь именно плохо говорящий ребѐнок чаще обычного бывает застенчив. Важно похвалить детей за их творчество, ведь похвала рождает стремление к старанию, желание творить и радовать окружающих своими результатами. Регулярное проведение подобных игр-путешествий способствует сплочению детского коллектива, желанию общаться. Разнообразить можно такие игры сложностью заданий: не только индивидуальное выполнение задания, но и парное и групповое, так дети должны распределить свои обязанности и договориться о сплочѐнных действиях. Высшим результатом данного игрового метода является самостоятельное создание небольших музыкальных квестов в самостоятельной деятельности детей с использованием игр и пособий в игровых зонах группового помещения или организация музыкальных путешествия дома совместно с родителями. Итак, можно сказать, что нетрадиционная форма организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями способствует не только их творческому развитию, но и активно развивает речь детей, формирует эстетический вкус, помогает детям строить взаимоотношения с окружающими, что является неотъемлемой частью нравственности. А ведь духовно-нравственное развитие и воспитание есть одна из основных целей ФГОС.
Поделиться в социальных сетях: