2023

Презентация игр и пособий по духовно нравственному воспитанию дошкольников

 “Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности…Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…”(В.А. Сухомлинский)

 

 

   Аннотация: В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. Использование электронных игр и пособий, как одного из направлений ИКТ в непосредственном обучении детей, позволяет коллективу МБДОУ решать задачи  духовно–нравственного и социального развития личности ребенка-дошкольника посредством его приобщения к традициям православных праздников  малой родины, высшим ценностям православной культуры. Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно обновить образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность. Занятия в детском саду имеют свою специфику: они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого количества иллюстрированного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями.

   

       Я уверена, у вас уже сформировалось свое мнение и свои представления относительно ИКТ. И вы уже сможете ответить на некоторые вопросы:

 

1.     Поднимите  руку, если Вы уверены, что качество воспитательно-образовательной работы в современном детском саду невозможно повысить без  использования ИКТ!

 

2.     Поднимите  руку, если Вы считаете, что повышения профессиональной компетентности педагогов невозможно без освоения инновационных  технологий.

 

3.     Поднимите руку, если Вы согласны с тем, что при воспитании духовности и нравственности возможно использование ИКТ.

 

4.     Если Вам интересно познакомиться с такой формой ИКТ как электронные  игры и пособия  -  похлопайте в ладоши!

 

       Формируя духовно-нравственную личность можно использовать информационные технологии. Педагоги ДОО №28 г.Шахты Ростовской области, работая по духовно-нравственному направлению под руководством Маргариты Александровны Сувориной разработали ряд электронных игр и пособий для детей старшего дошкольного возраста к региональной программе «Лучик» объединили их, и записали на  диске. В процессе реализации содержания блоков, из которых состоит программа ( «Моя малая Родина», «Православная культура»),  педагогами МБДОУ были подготовлены электронные игры и пособия с целью совершенствование знаний детей о  донском казачестве, о традициях православных  праздников, архитектуры православного храма, об истории и возникновении духовной музыки.           

  Данные электронные игры и   пособия  можно использовать на занятиях, кружковой работе, а так же в режимных моментах. Педагог может использовать пособие как полностью, так и частично в виде отдельной самостоятельной игры.

Данные электронные ресурсы  открывают принципиально новые дидактические возможности в сфере знакомства и изучения данного направления, позволяют реализовать дифференцированный подход к детям с разным уровнем развития познавательных интересов.

        Из психологии известно, что зрительные анализаторы обладают значительно более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо – только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, по данным психологических исследований, более осмысленна, лучше сохраняется в памяти. “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”, гласит народная мудрость.

Используя сюрпризные моменты в играх  в виде сказочных героев, которые встречались Саше и  Маше на пути к храму (в игре «Дорога к храму»), помогают детям с удовольствием погружаться в игровую деятельность. Выполняя интерактивные задания, они проявляют интерес даже к такой сложной теме, как «Традиции православных праздников донского казачества».

Родившись на донской земле, мы задаём себе вопрос: какие люди жили на донской земле, что они делали и с чего начинали свой день?  Безусловно,  с  молитвы у иконы, которая стояла в «красном углу», а по воскресеньям вся семья шла с мольбой в храм. Вот и мы как истинные жители донского края идём к храму, обращая внимание на его убранство, духовную музыку  и архитектуру. Так как не все дошкольные учреждения могут попасть на экскурсию в храм, то мы предлагаем в игровой форме это сделать.

      И первая игра в нашем диске – «Поле чудес» на тему «Архитектура православного храма». Играя в эту игру, мы параллельно изучаем с детьми геометрические фигуры и цвета.   

Итак, наведя курсором на смайлик, приводим его в движение, отвечая на вопросы, находящиеся в геометрических фигурах, перед которыми останавливается смайлик. Отвечая на вопрос, ребята узнают, что ступеньки в любой дом называются крыльцом, а ведущие в храм-паперть. Крестики мы вешаем на цепочку, одевая на шею, а церковь украшает крест над куполом церкви, звон колоколов мы слышим не только из телевизора, а он доносится из колокольни, а «возвышенное место», главную часть храма называют алтарём.

        Название следующих трёх  игр в этом диске -  «Кто хочет стать атаманом?»  в двух частях  и «Казачий квест».  На первом слайде каждой игры мы увидим цель в рамках региональной программы и правила данного электронного ресурса, а  ознакомившись с правилами игры,  мы переходим к вопросам игры «Кто хочет стать атаманом?».

        Играя в эту игру, дети получат информацию по каждой картинке, постараются узнать о символике  всемирного войска донского,  историю донского края, о быте  казаков, познакомятся с кухонной  утварью. Отвечая на   вопрос: Выберите куклу, одетую в костюм донской казачки,  рождает ещё и поисково-исследовательскую деятельность как педагог с детьми, так и родитель со своим ребёнком.  А  картинки росписи казачьей посуды  интересны и  наполнены донским колоритом. И  отвечая на последний вопрос игры, влечёт за собой знакомство и изучение религии нашей страны. 

     Мы не призываем детей молиться - это привилегия родителей. У нас иная цель: Духовное освоение основ казачьей национальной культуры и пробуждение интереса к православной культуре, через  совершенствование  знаний  детей о традициях православных праздников малой родины.

Задачи:

– расширение спектра информационных форм и методов работы по духовно-нравственному воспитанию;
– повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации средств ИКТ.

Каждый  православный праздник  на  Дону несёт свои традиции: водосвятие в «Крещение Христово», красить яйца  на «Пасху Красную», выпускать голубей в «Благовещение», но объединяет их храм, так как все православные праздники начинаются со службы в храме, с колокольным звоном, песнопением. Побывав в храме на экскурсии, ребята узнали у священнослужителя, что ящик с отверстием называется «ящик для пожертвования» и тянулась детская рука с монеткой. Часто  дети задавали вопросы:  Можно ли бить в колокол в будние дни, почему горят свечи в храме,  какая музыка звучит там,  почему нет органа в христианском храме?

 

Я лично не знала,  как ответить на этот вопрос. Мне пришлось перебрать много литературы, чтобы узнать, что известный церковный композитор Александр Гречанинов в 1917 году ставил этот вопрос на заседании соответствующей комиссии. Ему был дан ответ, что «Орган был введен в католической Церкви только в 9 веке. Сохраняя практику древности православия, мы считаем более уместным приносить в дар Богу живые голоса людей, воспевающих молитвы от полноты своих сердец, а не механические звуки бездушного инструмента».  В это время у меня родилась идея создания пособия  «От ангелочка по вопросу». Это пособие не только для музыкальных руководителей, но и воспитателей  и родителей. В первой части пособия ребята познают  историю возникновения духовной музыки, а ответив на все вопросы ангелочка,  дети узнают имя русского композитора, который написал детские  музыкальные  произведения: «Молитву» и «У церкви», звучащие в конце игры. Вы все поняли, о каком композиторе  идёт речь.  П.И.Чайковский написал в Детском альбоме первым и последним произведением в альбоме целенаправленно. Духовная музыка даёт спокойствие, умиротворение, так как, слушая, звон колоколов на православные праздники, духовное и церковное пение, воскресную  Святую  литургию в храме  мы освобождаемся  от негатива, повышаем  иммунитет, так как эта музыка обладает  оздоровительным эффектом.

Переходим к следующим пособиям к  православным праздникам: «Рождество  Христово», «Благовещение»,  «Покрова Пресвятой Богородицы» и « Крещение», каждое из которых рассчитано на 3 занятия:

1–е занятие – теоретическое: «Народные традиции православного праздника», 2-е – занятие – практическое: «Музыкальные традиции », 3-е – занятие – итоговое: «Викторина».

        Созданные педагогами электронные пособия  позволили представить материал как систему ярких опорных образов, наполненных структурированной информацией. При этом задействованы различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде памяти детей. Использование ИКТ позволяет повысить культуру ребенка по отношению к окружающему миру и усилить образовательные и воспитательные эффекты. Если воспитатель успешно раскрывает и использует воспитательный и развивающий потенциал мероприятия, у дошкольников формируется гуманистическое мировоззрение: активная жизненная позиция, высокий уровень нравственной воспитанности, появляются такие качества, как ответственность, чувство долга.

      Применение  электронного ресурса  позволяет успешно сочетать получение новых знаний с развитием интеллектуальных и творческих способностей детей развивают духовную направленность с одной стороны, и поддерживать педагогов в состоянии творческого поиска с другой стороны.

         Важно помнить, что одним из важнейших принципов духовно-нравственного воспитания является принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Работа по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения должна идти как непрерывный процесс и носить не эпизодический, а систематический характер.

   

Список  литературы:

1.      Современные технологии обучения дошкольников / авт.-сост. Е.В.Михеева. – Волгоград: Учитель, 2013.

2.      Занятия в детском саду. Современные требования, схемы анализа, конспекты занятий / авт.-сост. Н.В.Тимофеева, Ю.В.Зотова. – Волгоград: Учитель, 2007.

3.     Полат Е.С. Новые педагогические технологии в системе образования. – М., 2005.

4.     Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 №2 – С. 67–68

5.     Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: “Просвещение”, 2009.

6.     Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 № 3 – С. 9–12.

7.     Зазнобина Л. С., Прессман Л. П. О внедрении видеозаписи в школу.Советская педагогика. 1979. № 7.

8.     Зазнобина Л. С: Как же выжить в мире СМИ./ Л.С.Зазнобина Медиаобразование в школе 1999 – № 3 С.23 26.

 
034 Презентация электронных игр и пособий для детей дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию Туровой И.docx (Скачать)