-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2023
Презентация игр и пособий по духовно нравственному воспитанию дошкольников
“Особая сфера воспитательной работы – ограждение
детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души,
бездуховности…Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…”(В.А. Сухомлинский)
Аннотация:
В
соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное
образование является одним из уровней общего образования. Поэтому
информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного
общества. Использование
электронных игр и пособий, как одного из направлений ИКТ в непосредственном
обучении детей, позволяет коллективу МБДОУ решать задачи
духовно–нравственного и социального развития личности ребенка-дошкольника
посредством его приобщения к традициям православных праздников малой родины, высшим ценностям православной
культуры.
Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно обновить
образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность. Занятия в детском
саду имеют свою специфику: они должны быть эмоциональными, яркими, с
привлечением большого количества иллюстрированного материала, с использованием
звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее
мультимедийными возможностями.
Я уверена, у вас уже сформировалось свое мнение и свои представления
относительно ИКТ. И вы уже сможете ответить на некоторые вопросы:
1.
Поднимите руку, если Вы уверены, что качество
воспитательно-образовательной работы в современном детском саду невозможно
повысить без использования ИКТ!
2.
Поднимите руку, если Вы считаете, что повышения
профессиональной компетентности педагогов невозможно без освоения
инновационных технологий.
3.
Поднимите
руку, если Вы согласны с тем, что при воспитании духовности и нравственности
возможно использование ИКТ.
4.
Если
Вам интересно познакомиться с такой формой ИКТ как электронные игры и пособия -
похлопайте в ладоши!
Формируя духовно-нравственную личность
можно использовать информационные технологии. Педагоги ДОО №28 г.Шахты
Ростовской области, работая по духовно-нравственному направлению под
руководством Маргариты Александровны Сувориной
разработали ряд электронных игр и пособий для детей старшего дошкольного
возраста к региональной программе «Лучик» объединили их, и записали на диске. В
процессе реализации содержания блоков, из которых состоит программа ( «Моя
малая Родина», «Православная культура»), педагогами МБДОУ были
подготовлены электронные игры и пособия с целью совершенствование знаний детей о донском казачестве, о традициях
православных праздников, архитектуры
православного храма, об истории и возникновении духовной музыки.
Данные электронные игры и пособия можно
использовать на занятиях, кружковой работе, а так же в режимных моментах.
Педагог может использовать пособие
как полностью, так и частично в виде отдельной самостоятельной игры.
Данные
электронные ресурсы открывают принципиально новые дидактические возможности в сфере
знакомства и изучения данного
направления, позволяют реализовать дифференцированный подход к детям с
разным уровнем развития познавательных интересов.
Из психологии известно, что
зрительные анализаторы обладают значительно более высокой пропускной
способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду,
ухо – только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, по данным
психологических исследований, более осмысленна, лучше сохраняется в памяти.
“Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”, гласит народная мудрость.
Используя сюрпризные моменты в играх в виде сказочных героев, которые встречались
Саше и Маше на пути к храму (в игре «Дорога
к храму»), помогают детям с удовольствием погружаться в игровую деятельность. Выполняя интерактивные задания, они
проявляют интерес даже
к такой сложной теме, как «Традиции православных праздников донского
казачества».
Родившись на донской
земле, мы задаём себе вопрос: какие люди жили на донской земле, что они делали
и с чего начинали свой день?
Безусловно, с молитвы у иконы, которая стояла в «красном
углу», а по воскресеньям вся семья шла с мольбой в храм. Вот и мы как истинные
жители донского края идём к храму, обращая внимание на его убранство, духовную
музыку и архитектуру. Так как не все
дошкольные учреждения могут попасть на экскурсию в храм, то мы предлагаем в
игровой форме это сделать.
И
первая игра в нашем диске – «Поле чудес» на тему «Архитектура православного храма».
Играя в эту игру, мы параллельно изучаем с детьми геометрические фигуры и
цвета.
Итак,
наведя курсором на смайлик, приводим его в движение, отвечая на вопросы, находящиеся
в геометрических фигурах, перед которыми останавливается смайлик. Отвечая на вопрос,
ребята узнают, что ступеньки в любой дом называются крыльцом, а ведущие в
храм-паперть. Крестики мы вешаем на цепочку, одевая на шею, а церковь украшает
крест над куполом церкви, звон колоколов мы слышим не только из телевизора, а
он доносится из колокольни, а «возвышенное место», главную часть храма называют алтарём.
Название следующих трёх игр в этом диске - «Кто хочет стать атаманом?» в двух частях и «Казачий квест». На первом слайде
каждой игры мы увидим цель в рамках региональной программы и правила данного
электронного ресурса, а ознакомившись с
правилами игры, мы переходим к вопросам
игры «Кто хочет стать атаманом?».
Играя в эту игру, дети получат информацию
по каждой картинке, постараются узнать о символике всемирного войска донского, историю донского края, о быте казаков, познакомятся с кухонной утварью. Отвечая
на вопрос: Выберите куклу, одетую в костюм донской казачки, рождает ещё и поисково-исследовательскую
деятельность как педагог с детьми, так и родитель со своим ребёнком. А картинки росписи казачьей посуды интересны и
наполнены донским колоритом. И отвечая на последний вопрос игры, влечёт за
собой знакомство и изучение религии нашей страны.
Мы не призываем детей молиться -
это привилегия родителей. У нас иная цель: Духовное освоение основ казачьей национальной культуры
и пробуждение интереса к православной культуре, через совершенствование знаний детей о традициях православных
праздников малой родины.
Задачи:
– расширение
спектра информационных форм и методов работы по духовно-нравственному
воспитанию;
– повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации средств
ИКТ.
Каждый православный праздник на Дону
несёт свои традиции: водосвятие в «Крещение Христово», красить яйца на «Пасху Красную», выпускать голубей в
«Благовещение», но объединяет их храм, так как все православные праздники
начинаются со службы в храме, с колокольным звоном, песнопением. Побывав в
храме на экскурсии, ребята узнали у священнослужителя, что ящик с отверстием
называется «ящик для пожертвования» и тянулась детская рука с монеткой.
Часто дети задавали вопросы: Можно ли бить в колокол в будние дни, почему
горят свечи в храме, какая музыка звучит
там, почему нет органа в христианском
храме?
Я
лично не знала, как ответить на этот
вопрос. Мне пришлось перебрать много литературы, чтобы узнать, что известный
церковный композитор Александр Гречанинов в 1917 году ставил этот вопрос на
заседании соответствующей комиссии. Ему был дан ответ, что «Орган был введен в
католической Церкви только в 9 веке. Сохраняя практику древности православия,
мы считаем более уместным приносить в дар Богу живые голоса людей, воспевающих
молитвы от полноты своих сердец, а не механические звуки бездушного
инструмента». В это время у меня родилась идея
создания пособия «От ангелочка по
вопросу». Это пособие не только для музыкальных руководителей, но и
воспитателей и родителей. В первой части
пособия ребята познают историю
возникновения духовной музыки, а ответив на все вопросы ангелочка, дети узнают имя русского композитора, который
написал детские музыкальные произведения: «Молитву» и «У церкви»,
звучащие в конце игры. Вы все поняли, о каком композиторе идёт речь. П.И.Чайковский написал в Детском альбоме
первым и последним произведением в альбоме целенаправленно. Духовная музыка
даёт спокойствие, умиротворение, так как, слушая, звон колоколов на
православные праздники, духовное и церковное пение, воскресную Святую литургию в храме мы освобождаемся от негатива, повышаем иммунитет, так как эта музыка обладает оздоровительным эффектом.
Переходим к следующим
пособиям к православным праздникам: «Рождество Христово», «Благовещение», «Покрова Пресвятой Богородицы» и « Крещение»,
каждое из которых рассчитано на 3
занятия:
1–е занятие –
теоретическое: «Народные традиции православного праздника», 2-е – занятие –
практическое: «Музыкальные традиции », 3-е – занятие – итоговое: «Викторина».
Созданные
педагогами электронные пособия позволили
представить материал как систему ярких опорных образов, наполненных
структурированной информацией. При этом задействованы различные каналы
восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом,
но и в ассоциативном виде памяти детей. Использование ИКТ позволяет повысить культуру ребенка
по отношению к окружающему миру и усилить образовательные и воспитательные
эффекты. Если воспитатель успешно раскрывает и использует воспитательный и развивающий
потенциал мероприятия, у дошкольников формируется гуманистическое
мировоззрение: активная жизненная позиция, высокий уровень нравственной
воспитанности, появляются такие качества, как ответственность, чувство долга.
Применение
электронного ресурса позволяет
успешно сочетать получение новых знаний с развитием интеллектуальных и
творческих способностей детей развивают духовную направленность с одной стороны, и
поддерживать педагогов в состоянии творческого поиска с другой стороны.
Важно помнить, что одним из важнейших принципов
духовно-нравственного воспитания является принцип непрерывности –
взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении
всей его жизни. Работа по духовно-нравственному воспитанию подрастающего
поколения должна идти как непрерывный процесс и носить не эпизодический, а
систематический характер.
Список литературы:
1. Современные
технологии обучения дошкольников / авт.-сост. Е.В.Михеева. – Волгоград:
Учитель, 2013.
2. Занятия в
детском саду. Современные требования, схемы анализа, конспекты занятий /
авт.-сост. Н.В.Тимофеева, Ю.В.Зотова. – Волгоград: Учитель, 2007.
3. Полат Е.С. Новые
педагогические технологии в системе образования. – М., 2005.
4.
Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании /
А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 №2 – С. 67–68
5.
Данилюк А. Я.,
Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.:
“Просвещение”, 2009.
6.
Жарковская
Т.Г. Возможные пути организации
духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская //
Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 № 3 – С. 9–12.
7.
Зазнобина Л.
С., Прессман Л. П. О внедрении
видеозаписи в школу.Советская педагогика. 1979. № 7.
8.
Зазнобина Л. С: Как же выжить в мире СМИ./ Л.С.Зазнобина
Медиаобразование в школе 1999 – № 3 С.23 26.
Поделиться в социальных сетях: